soboleva_t: (Default)
[personal profile] soboleva_t
или К чему приводит повышенная любознательность.
Необходимое предуведомление: хотя сабж взят из «Сказки о царе Салтане», речь пойдет о другом программном произведении А.С. Пушкина – «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Я давно уже собиралась решить для себя одну загадку, таящуюся в вышеупомянутой сказке Пушкина. А именно: где, собственно, происходит действие этого бессмертного произведения? Начнем по порядку.

Царевна, как известно, родилась в сочельник:

«Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь», –

а значит, либо 24 декабря, в навечерие Рождества, либо 5 января, в канун Крещения (все даты – по старому стилю).

Путем несложных «акушерских» расчетов получаем приблизительную дату зачатия Царевны: она приходится на третью декаду марта (по старому стилю), или на первую декаду апреля (по новому). Если же Царевна родилась в Крещенский сочельник, то сроки ея зачатия по новому стилю смещаются аж на вторую декаду апреля.

К чему я об этом так подробно рассказываю? А вот к чему. Царь (на тот момент еще не отец) уехал из дому почти сразу же после исполнения супружеского долга (автор подчеркивает, что глава государства вернулся из похода ровно через девять месяцев).

В общем, начало сказки вы помните:

«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна».

Упс! Вот тут-то и начинают происходить некие глобальные природные катаклизмы, перед которыми эпизодические июньские снегопады нашего времени кажутся сущей ерундой:

«Не видать милого друга!
Только видит – вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь…» (дальше вы знаете).

Со снегом в апреле я еще готова смириться. В мае и начале июня на территории центральной России снегопады также случаются, но это уже выходит за рамки нормы. Но чтобы на протяжении всего лета и ранней осени шел снег?!.. Это уж извините… Однако в последующем тексте Злая Мачеха Царевны подтверждает имманентность снегопадов, предшествующих рождению падчерицы:

«Ишь, какая подросла!
И не диво, что бела!
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!»

Остается предположить, что события «Сказки…» разворачиваются в условиях Крайнего Севера. Ан нет! Некоторые косвенные факты доказывают, что действие происходит, скорее, на юге или юго-западе России:

«Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять<…>
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса».

Ну вот откуда, скажите мне на милость, на севере России завелись бы пятигорские черкесы?

Косвенным образом на центральное или юго-западное расположение описываемого государства указывает и следующая цитата:

«Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы…»

Дуб, как известно, произрастает в умеренном или теплом климате. Как, впрочем, и яблоки сорта «белый налив» (а в сказке, без сомнения, речь идет, именно об этом, весьма нелёжком сорте яблок):

«…Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…»

Одного из главных персонажей сказки – королевича Елисея – также вряд ли занесло бы в такую северную глушь (Елисей – имя ветхозаветного пророка, ученика пророка Илии, в переводе с еврейского означает «коего спасение Бог»).

Таким образом мы приходим к выводу: сюжет сказки никак не мог развиваться на территории северных районов России. А стало быть, автор либо бессовестно лжет (впрочем, он и сам признавался: «Сказка – ложь»), либо пытается намекнуть современным синоптикам на неизвестную им доселе природную аномалию («Да в ней – намёк!») и предупредить человечество в целом о возможности подобных катаклизмов.

Date: 2006-07-25 05:02 pm (UTC)

Date: 2006-07-25 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Два *smile*. А может - и три. :)

Date: 2006-07-25 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] zolotar.livejournal.com
Очень серьезное исследование. Надо послать в госметеоцентр на предмет прогнозирования ближайшего будущего, ибо все в жизни циклично, на что указывал еще в древние времена еврейский царь Соломон. :)

Date: 2006-07-25 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Да, вы правы, коллега. Современные синоптики зачастую недооценивают сигналы, посланные им из прошлого. Утешение вижу лишь в известном изречении упомянутого вами царя Соломона: "Найдется всё. Со временем". :)))

Date: 2006-07-25 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com
При всем моем уважении... Во-первых, в тридесятом царстве погода может идти строго как попало. Во-вторых, ничто не мешало царице смотреть на снег с середины ноября и до упора.

Date: 2006-07-25 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Пардон, коллега! Ни о каком тридесятом царстве там речь не шла! И Царица начала смотреть на снег непосредственно после отъезда Супруга! См. "Инда очи разболелись глядючи/ С белой зори до ночи".
From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com
Вот что было после отъезда:

...И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле — инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга...

То есть смотрела долго, глаза все проглядела.

Не видать милого друга!
Только видит — вьется вьюга,
Снег _ложится_ (выделено мной. — Д.) на поля,
Вся белешенька земля.

Снег, как видите, коллега, только ложится. Из чего можно заключить, что все то долгое время, пока царица смотрела в поле, он там не лежал. И вот стал ложиться.
О долгом ожидании косвенно свидетельствует и фраза "Не видать милого друга!". Странно было бы ожидать, что царь, не успев выйти за порог, тут же бы и вернулся. Вряд ли этого ожидала и царица. Нет, она прилежно просидела всю весну и лето (которые, без "милого друга", вполне могли быть для нее не лучше зимы), и уж снег ложится — а его все нет.

Глаза же (тут включился в дискуссию офтальмолог) легко могут разболеться просто от долгого вглядывания в даль. При этом аккомодационная мышца глаза испытывает постоянные статические нагрузки, что не может не привести к ее переутомлению. Мы же знаем, что царица смотрела именно вдаль через окно, не отвлекаясь ни на пяльца, ни на свежую газету со сводками с фронтов. Так что слова "очи разболелись глядючи" вовсе не свидетельствуют о том, что царица все десять акушерских месяцев (полный срок гестации) смотрела именно на белое.



*зловеще смеется*

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-25 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-25 08:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-25 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-25 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-25 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-25 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-25 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-muradova.livejournal.com
Читала и хохотала :) И правда аномалия.

Date: 2006-07-25 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ни в какие ворота, ага. :)

Date: 2006-07-25 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] merrza.livejournal.com
От Хэма: " ветер по морю гуляет, а кораблик не вставляет" (с.) Сестры Зайцевы
А от меня улыбчивости много и автор явно ЛЖЕТ!:) У меня вообще такое ощущение, что вот как накаляколяколось так и издалось, неперечитывая!:) А еще очень красноречиво можно поговорить о творчестве товариша Чуковского , там "кораблей" было на порядок больше:о)

Date: 2006-07-25 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ты чё, вслух ему на ночь читаешь мои посты? :)))

Date: 2006-07-25 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] merrza.livejournal.com
он сам читает,а я отвечаю, шоб не перелогиниваца .:о) тут ишо Дашка седни зачитываеца.:о)
неспитнихрена... :о)

Поправляя очки

Date: 2006-07-25 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
При всем моем уважении, коллега, не могу согласиться с вашими поспешными выводами, полностью присоединяясь к мнению коллеги Доминик. Учитывая, что в средней полосе России снег иногда может выпасть уже в конце сентября, пусть и не надолго, вполне достаточно было царице любоваться на заснеженные поля с конца сеньтября и до самого Сочельника, в коий она благополучно разрешилась девочкой. Учитывая, что трех последних месяцев беременности вполне достаточно для формирования пигментации кожных покровов плода, мы не можем упрекать автора в плохом знании географических особенностей и климата тридесятого царства.
Кроме того, этот вопрос в принципе исследован плохо, поэтому не исключено, что метеорология в укзанном царстве несколько отличается от метеорологических и климатических возможностей средней полосы России, и снег выпадает там даже несколько раньше, чем в конце сентября.
Посему ваши грязные инсинуации на предмет озеленения кожных покровов новорожденного младенца, сиречь царевны, впоследствии ставшей временно мертвой,я вынуждена, кхе-кхе, с негодованием отмести.
Учите матчасть:))

Re: Поправляя очки

Date: 2006-07-26 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Весьма сомнительную цитату из учебника албанского языка с легкостью возвращаю вам, коллега! Ибо даже мой оппонент Доминик указала на наличие в "Сказке..." сарацинов ("Руку правую потешить,/ Сорочина в поле спешить"), а коллега esprute предположил, что действие данного произведения происходило в Приэльбрусье. Я не совсем согласна с его утверждением, однако стоит отметить, что в нескольких днях конного пути от государства действительно располагалась некая гора, в которой и была временно погребена Царевна:

"Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора..."

Таким образом, речь шла всё же о южных районах России, где снежный покров устанавливается значительно поздее ее центральных районов. Кроме того, я не упрекаю автора в плохом знании географических и климатических условий данной местности, а лишь подчеркиваю, что речь шла о природной аномалии, сведения о которой автор и стремился донести до потомков - точно так же, как сделал это и в романе "Евгений Онегин", когда сообщил читателям, что снег (теперь уже в центральных районах России) выпал аномально поздно:

"Зимы ждала, ждала природа -
Снег выпал только в январе".

Что лишний раз доказывает, что уважаемый Пушкин А.С. просто не мог не знать, когда в России по обыкновению устанавливается снежный покров. :-Р

Re: Поправляя очки

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2006-07-26 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 02:31 pm (UTC) - Expand

Re: Поправляя очки

From: [identity profile] azzo27.livejournal.com - Date: 2006-07-27 12:53 am (UTC) - Expand

Оживляясь

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2006-07-27 12:58 am (UTC) - Expand

Date: 2006-07-26 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-espru.livejournal.com
Вы были на грани открытия, когда обратили внимание на пятигорского черкеса. Вот от этой печки и нужно плясать! Вам хочется (несмотря на высказанные выше вполне обоснованные возражения), чтобы все 9 летних месяцев там лежал снег? Легко! И как раз рядом с Пятигорском - в Приэльбрусье.

Date: 2006-07-26 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
В Приэльбрусье, коллега? А откуда же среди снегов возьмутся зеленыя дубравы и яблоки сорта "белый налив"?

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2006-07-26 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-ex-espru.livejournal.com - Date: 2006-07-26 09:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-26 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] scottishkot.livejournal.com
Корабли в моей гавани... ;=)

*подозрительно*

Date: 2006-07-26 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Это что, новый эвфемизм какой-то? :)))

Re: *подозрительно*

From: [identity profile] scottishkot.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:12 pm (UTC) - Expand

*затягиваясь*

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:37 pm (UTC) - Expand

Re: *затягиваясь*

From: [identity profile] scottishkot.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scottishkot.livejournal.com - Date: 2006-07-26 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 01:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-26 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] noxa.livejournal.com
Да ладно, ну зачала она в апреле. Живот заметен становится на четвёртом месяце, но реально "баба беременная" на шестом-девятом месяцах, раньше никто и не скажет (разве что полновата в четыре-пять месяцев). Итак, считаем: апрель раз, май два, июнь три, июль четыре, август пять, сентябрь шесть. А в октябре уже и снег может начаться. Т.е. почти всё время, что она визуально брюхата, она смотрит на снег.

Date: 2006-07-26 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Хочу обратить ваше внимание, коллега, на тот факт, что в старину люди неплохо умели считать до девяти. А стало быть, Злая Мачеха была отлично осведомлена о том, с какого именно времени ее предшественница "понесла".

(no subject)

From: [identity profile] noxa.livejournal.com - Date: 2006-07-26 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noxa.livejournal.com - Date: 2006-07-26 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com - Date: 2006-07-26 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noxa.livejournal.com - Date: 2006-07-26 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-27 06:08 am (UTC) - Expand

*а власти то скрывают!*

Date: 2006-07-26 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] da-het.livejournal.com
Чёта мутная какая-то история - не иначе адьюльтер!

Date: 2006-07-26 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Интересная мысль! :))

(no subject)

From: [identity profile] da-het.livejournal.com - Date: 2006-07-26 06:31 pm (UTC) - Expand

ахнув

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2006-07-27 01:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-27 06:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] da-het.livejournal.com - Date: 2006-07-27 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com - Date: 2006-07-27 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 2006-07-27 11:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-08-01 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] veronika216.livejournal.com
Захватывающий диспут на роскошную тему!!!!!!!!!!!!

Date: 2006-11-20 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] bigimotoff.livejournal.com
Отличное исследование.
И комментарии тоже)))
Мне кажется, что автор говорит как раз о последних месяцах беременности героини, когда тоска по будущему отцу ребёнка у неё усилилась настолько, что о летних, ранних, месяцах автор был склонен умолчать. Причём тоска проходила на фоне предродовой депрессии царицы, усиленной тем фактом, что это была первая её беременность (уточнить последний факт в первоисточнике)).

Date: 2006-11-20 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Не могу согласиться с вами, коллега, по поводу депрессии, развившейся у царицы в последний триместр беременности. Разумеется, гестоз (токсикоз на поздних сроках беременности) вполне мог иметь место, но ему обычно соответствует психологическое состояние, которое можно выразить словами: "Ох, света белого не вижу!" Здесь же мы наблюдаем совершенно иную картину: царица как раз видит белый свет в виде кристаллических осадков. Кроме того, первый катрен произведения чвно указывает на беспрерывную последовательность событий:

"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна".

ЗЫ. А вообще - предлагаю дружить домами. :) Как вы к этому относитесь?

(no subject)

From: [identity profile] bigimotoff.livejournal.com - Date: 2006-11-21 07:44 am (UTC) - Expand

Profile

soboleva_t: (Default)
soboleva_t

September 2013

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 09:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios