Слава Труду?
May. 1st, 2009 04:49 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
«Руки рабочих – мы о вас эту песню поем!»(с)
Когда несколько лет назад я написала воспоминания о советском заводе, где работала корреспондентом многотиражки, то получила немало негатива в свой адрес (что характерно – от неокоммунистов). Основная претензия – мол, у станка не стояла, а порочит труд рабочих.
Да, не стояла. Но зато провела в цехах столько времени, что иным и не снилось. И знаю об идеологической поэтизации пролетарского труда достаточно, чтобы не впадать в восторг при словах трудовая вахта и соцсоревнование. Я видела потупленные взоры и ехидные ухмылки рабочих, когда на проходной вешали новый лозунг: «На работу – с радостью, с работы – с гордостью!» Ибо каким бы тупым и замученным ни был человек – он в состоянии испытать отвращение к фальши.
К началу 80-х уже никто из наших заводских передовиков (я писала о каждом из них и знаю, о чем говорю) не горел на работе и не упирался в перевыполнение норм за ради планов КПСС. И нормы, и госплан перевыполняли, да. Ради премии. Любой табельщик того времени расскажет вам, сколько было прогулов на почве пьянства, а любой начальник цеха или мастер участка – как приходилось закрывать глаза на эти прогулы, потому как чаще всего бухали самые опытные работяги, уволить которых означало бы лишиться «золотых рук» на несколько рабочих дней.
Зарплату выдавали два раза в месяц, но никогда – по пятницам. Потому что в противном случае количество пьяных прогулов в понедельник было бы запредельным. Впрочем, отдельная «группа риска» и в иные дни зарплату не получала: получка выдавалась их женам, дабы «ценный кадр» не просадил все деньги в первый же день и не сорвал впоследствии производственный процесс.
Ради госплана (читай – премии) вообще шли на многое. К примеру, рапортовали о его выполнении, когда продукция была еще в стадии покраски. Во времена СССР это назвалось «приписками»: когда их совсем уж невозможно было скрыть, директора завода исключали из партии и сажали. А на его место прислали нового – такого же. Заводские парторги выполняли, скорее, функцию карманных идеологов, а не комиссаров на производстве (что так любили показывать в советских фильмах). И часто шли вслед за бывшими директорами по одному уголовному делу. Именно так произошло и на том заводе, где работала я.
Отдельная тема – передовые бригады сдельщиков. (Сдельная работа, если кто не в курсе, отличается от повременной тем, что получаешь по факту сделанного, а не за время, проведенное на работе.) Проблема заключалась в том, что, наловчившись на изготовлении новой детали, токари или фрезеровщики начинали выдавать всё больше и больше продукции за всё меньшее и меньшее время. Когда их заработок достигал размера директорской зарплаты – в цех являлась хронометражная комиссия. Посчитав, сколько времени требуется на изготовление одной детали в руках профессионала, комиссия снижала расценки в разы (ибо нефиг!). Соответственно, падали и заработки. Другими словами, за одну и ту же производительность рабочие начинали получать в разы меньше.
Я лично присутствовала на заседании заводского парткома, когда исключали из партии бригадира сдельщиков, осмелившегося возмутиться по поводу такой несправедливости. Орден Трудового Красного знамени и прочие награды его не спасли. Он посмел восстать простив Системы – в результате чего был разжалован из коммунистов и уволен с завода. О его дальнейшей судьбе сведений не имею.
На соседнем заводе творились дела покруче. В народе его называли «Таранприбор» – по фамилии директора (Таранов). Это предприятие не было «закрытым» в советском смысле этого слова, но Таранов приложил все усилия, чтобы за периметр завода просачивалось как можно меньше информации. В пределах одного города сделать это было, разумеется, невозможно, поэтому мы знали, что рабочих там прессовали за любую критику в адрес начальства любого уровня. По сравнению с журналистами тамошней многотиражки мы чувствовали себя просто свободными художниками.
Дочка одного из Тарановских работяг, которого прессовали как-то особенно жестко, не удержалась и написала письмо в ЦК КПСС. Письмо «спустили» Таранову. Рабочий был немедленно уволен, девочку «разбирали» на заседании пионерской организации.
Ну и еще о госплане. Знаете ли вы, что такое аврал? Нет, вы не знаете, что такое аврал! Это когда люди сутками не отходят от станков в конце месяца/квартала и – особенно! – года. СУТКАМИ! Потому что страшно. Не только лишиться премии, если кто еще не понял. Страх перед Системой, страх потерять всё, страх стать изгоем.
Он до сих пор жив, этот страх. И то дрянное, что мы сейчас в РФ имеем – оттуда же, из тех времен. Российский народ так и не отвык бояться и трепетать перед властью, так и не научился ответственности за свою жизнь. Благословлять за это советский период… Это уж извините.
А труд… Да, любой труд заслуживает уважения. Но по своему выбору и разумению – особенно. Слава Труду!
no subject
Date: 2009-05-01 01:50 pm (UTC)