soboleva_t: (Default)
[personal profile] soboleva_t
«Руки рабочих – мы о вас эту песню поем!»(с)

Когда несколько лет назад я написала воспоминания о советском заводе, где работала корреспондентом многотиражки, то получила немало негатива в свой адрес (что характерно – от неокоммунистов). Основная претензия – мол, у станка не стояла, а порочит труд рабочих.

Да, не стояла. Но зато провела в цехах столько времени, что иным и не снилось. И знаю об идеологической поэтизации пролетарского труда достаточно, чтобы не впадать в восторг при словах трудовая вахта и соцсоревнование. Я видела потупленные взоры и ехидные ухмылки рабочих, когда на проходной вешали новый лозунг: «На работу – с радостью, с работы – с гордостью!» Ибо каким бы тупым и замученным ни был человек – он в состоянии испытать отвращение к фальши.

К началу 80-х уже никто из наших заводских передовиков (я писала о каждом из них и знаю, о чем говорю) не горел на работе и не упирался в перевыполнение норм за ради планов КПСС. И нормы, и госплан перевыполняли, да. Ради премии. Любой табельщик того времени расскажет вам, сколько было прогулов на почве пьянства, а любой начальник цеха или мастер участка – как приходилось закрывать глаза на эти прогулы, потому как чаще всего бухали самые опытные работяги, уволить которых означало бы лишиться «золотых рук» на несколько рабочих дней.

Зарплату выдавали два раза в месяц, но никогда – по пятницам. Потому что в противном случае количество пьяных прогулов в понедельник было бы запредельным. Впрочем, отдельная «группа риска» и в иные дни зарплату не получала: получка выдавалась их женам, дабы «ценный кадр» не просадил все деньги в первый же день и не сорвал впоследствии производственный процесс.

Ради госплана (читай – премии) вообще шли на многое. К примеру, рапортовали о его выполнении, когда продукция была еще в стадии покраски. Во времена СССР это назвалось «приписками»: когда их совсем уж невозможно было скрыть, директора завода исключали из партии и сажали. А на его место прислали нового – такого же. Заводские парторги выполняли, скорее, функцию карманных идеологов, а не комиссаров на производстве (что так любили показывать в советских фильмах). И часто шли вслед за бывшими директорами по одному уголовному делу. Именно так произошло и на том заводе, где работала я.

Отдельная тема – передовые бригады сдельщиков. (Сдельная работа, если кто не в курсе, отличается от повременной тем, что получаешь по факту сделанного, а не за время, проведенное на работе.) Проблема заключалась в том, что, наловчившись на изготовлении новой детали, токари или фрезеровщики начинали выдавать всё больше и больше продукции за всё меньшее и меньшее время. Когда их заработок достигал размера директорской зарплаты – в цех являлась хронометражная комиссия. Посчитав, сколько времени требуется на изготовление одной детали в руках профессионала, комиссия снижала расценки в разы (ибо нефиг!). Соответственно, падали и заработки. Другими словами, за одну и ту же производительность рабочие начинали получать в разы меньше.

Я лично присутствовала на заседании заводского парткома, когда исключали из партии бригадира сдельщиков, осмелившегося возмутиться по поводу такой несправедливости. Орден Трудового Красного знамени и прочие награды его не спасли. Он посмел восстать простив Системы – в результате чего был разжалован из коммунистов и уволен с завода. О его дальнейшей судьбе сведений не имею.

На соседнем заводе творились дела покруче. В народе его называли «Таранприбор» – по фамилии директора (Таранов). Это предприятие не было «закрытым» в советском смысле этого слова, но Таранов приложил все усилия, чтобы за периметр завода просачивалось как можно меньше информации. В пределах одного города сделать это было, разумеется, невозможно, поэтому мы знали, что рабочих там прессовали за любую критику в адрес начальства любого уровня. По сравнению с журналистами тамошней многотиражки мы чувствовали себя просто свободными художниками.

Дочка одного из Тарановских работяг, которого прессовали как-то особенно жестко, не удержалась и написала письмо в ЦК КПСС. Письмо «спустили» Таранову. Рабочий был немедленно уволен, девочку «разбирали» на заседании пионерской организации.

Ну и еще о госплане. Знаете ли вы, что такое аврал? Нет, вы не знаете, что такое аврал! Это когда люди сутками не отходят от станков в конце месяца/квартала и – особенно! – года. СУТКАМИ! Потому что страшно. Не только лишиться премии, если кто еще не понял. Страх перед Системой, страх потерять всё, страх стать изгоем.

Он до сих пор жив, этот страх. И то дрянное, что мы сейчас в РФ имеем – оттуда же, из тех времен. Российский народ так и не отвык бояться и трепетать перед властью, так и не научился ответственности за свою жизнь. Благословлять за это советский период… Это уж извините.

А труд… Да, любой труд заслуживает уважения. Но по своему выбору и разумению – особенно. Слава Труду!

Date: 2009-05-01 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Хорошо сказано.
Но и сюда сейчас прибегут.

Date: 2009-05-01 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Нехай подавятся.

Date: 2009-05-01 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] iscander-che.livejournal.com
Ой, ё... Слава Труду!

Но про сдельщиков не слышал ни разу... Спасибо за "политинформацию" (не сомневаюсь, что это слово вам известно! :).

Date: 2009-05-01 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Более чем известно. И почти так же ненавистно.

Date: 2009-05-01 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] f-e-nix.livejournal.com
Замечательный постинг. Просто замечательный.

Date: 2009-05-01 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Благодарю.

Date: 2009-05-01 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Все правда. Тетка на фабрике всю жизнь технологом проработала.
И еще правда -очень важная! - про сохранившийся страх. Не у тетки, а у всех вокруг, в генах сохранившийся:)

Date: 2009-05-01 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
В том-то и дело...

Date: 2009-05-01 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vorona-rjadom.livejournal.com
Да, всё так. Только одна поправочка — в ЛЮБОЙ системе на производстве тогда, когда деталь уже не "новая", и технология обработки уже отлажена как часы, приходит нормировщик, и пересчитывается расценка на изготовление детали.Это совершенно нормально. Иначе бы и себестоимость изделия не падала не смотря на новые технологии и оборудование.

Date: 2009-05-01 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
А с какой стати себестоимость одного и того же действия должна падать? Не было никаких новых технологий и оборудования. Была сноровка. За которую нужно было поощрять, а не наказывать.

Date: 2009-05-01 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vorona-rjadom.livejournal.com
Да не всегда это была сноровка — у опытных была специально обученная хитрость: при первичной "фотографии рабочего дня" никто ооочень не торопился. По ней делали расценки, одинаковые для всех. Затем эту деталь не только делали быстрее, но ещё и долали люди с разной квалификацией (а уровень квалификации уже учитывается в зарплате). К тому же на участках, где работали высококлассные слесари, изготавливались всякие "примочки" к станкам (в нормальных цехах именно за это они получали неплохие деньги), которые тоже ускоряли процесс...
Тань, я позже работала на слесарном, токарном, фрезерном участках инженером-нормировщиком. Знаю, как "начальство давит", и как рабочие надувают. Мне позже ребята из цеха сами показывали и рассказывали как дурят экономистов :)
Кстати, установка на "рекорды" тоже дело гнусное — передовикам и рабочее пространство и организацию процесса довольно часто иную предлагали — полцеха на них работало, особенно ученики и разнорабочие. Другие могли и постоять в отсутствие заготовок...

Date: 2009-05-01 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ну что ж, еще одна прекрасная иллюстрация к "бескорыстным трудовым подвигам".

Date: 2009-05-01 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Кстати, бригадир, о котором я рассказала, выступил именно против такой порочной системы. Он и его бригада просто хотели получать столько, сколько сделали. На них никто в цехе не пахал. Его, в частности, обвинили в зазнайстве и индивидуализме. А началось всё с того, что он, наивный, пришел в профком с... просьбой о санкции на забастовку.

Date: 2009-05-01 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vorona-rjadom.livejournal.com
Да, и так было...
Но, в целом, ни кого "общим списком" ни белыми и пушистыми, ни чёрными и противными назвать нельзя. Кроме, разве что, очень хорошо вжившихся в комсомольско-партийный актив. При всем разнообразии обстоятельств никто не заставлял "быть лучшим учеником" :((

Date: 2009-05-01 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ну, полагаю, смысл этого поста более чем понятен. Идеализировать "героическое" советское прошлое не могу и не буду.

Date: 2009-05-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vorona-rjadom.livejournal.com
И ещё — совершенно замечательной была система поощрений и наказаний рабочих и ИТР.Так рабочий мог получать 600-700 рублей, работая в горячем цехе без особых перевыполнений. А начальник этого же цеха( сдуру или из амбиций в вечернем ВУЗе выучившись из тех же рабочих того же цеха), делающий всё для нормальной работы первого, зачастую стоящий рядом с рабочими практически всю (вредную) смену, выбивающий им зарплаты и прикрывающий их прогулы и в-тихушку исправляющий их брак, получал не более 250 с премией и надбавками. Зато пьяницу можно было только пожурить и — максимум! — лишить премии. А начальника обязывали "воспитывать" кадры, прорабатывали до самых верхов, снимали надбавки, оставляя голый оклад рублей этак в 130 :(

Я работала экономистом в цехе широких транспортерных лент на РТИ. А что там творилось с охраной труда!!!

Кстати, женщины, переливающие из ёмкости в ёмкость и транспортировавшие из цеха в цех смесь с формалином (жуть!)за вредность не получали, ибо примерно 40 минут за рабочую смену находились ... на "свежем" воздухе!

А ещё тащили из цеха все и всё! Прям через бооольшие ворота...

Date: 2009-05-01 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
О, зарплата ИТР и "гегемонов" - это вообще отдельная тема! Многие ИТРы, проучившись пять лет в вузе, уходили к станку именно по этой причине.

Date: 2009-05-01 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mashiki.livejournal.com
Я Вам верю на 100%, но... У меня была какая-то другая жизнь. Наверное потому, что мои родственники работали в компании-аутсорсере, как сейчас модно говорить. Они работали на заводах, но они там монтировали связь, а не стояли у станков. И никто их не "разбирал" на собраниях за опоздания на несколько часов, никто не возникал, что когда работы не было, люди спокойно находились дома и ждали звонка, что есть очередной заказ и бригаде надо собираться в командировку, никто не гнал насильно в коммунисты, а одного прораба, который пытался устанавливать рабочим и инженерам свои правила, просто побили... Начальство рьяно искало зачинщиков, и никого не нашло. Все как работали, так и работали. Кроме прораба.

Date: 2009-05-01 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Не понимаю, каким образом это опровергает всё вышесказанное. :) Про насильное запрягание в коммунисты я вообще ни слова не написала, только про насильное выпрягание. Что не означает, однако, что вступление в ряды КПСС было всегда бескорыстным и добровольным.

Date: 2009-05-01 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mashiki.livejournal.com
Мой опыт доказывает что таки встречались в СССР люди, которые жили при коммунизме:) Не более того. А Вы описали рабовладельческий строй как он был.
Я не спорю с Вами, просто говорю, что бывало и так. Правда, очень и очень редко.

Date: 2009-05-01 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Спасибо за понимание!

Date: 2009-05-01 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] budurada.livejournal.com
Тань, спасибо за твои тексты! Читаю всегда с огромным удовольствием!

Date: 2009-05-01 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Спасибо, родная! Но мне, если честно, не очень приятно вспоминать о тех временах... :(
Edited Date: 2009-05-01 03:26 pm (UTC)

Date: 2009-05-01 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
О, кошерно! Хорошо вспомнилось, как меня вместе со всем цехом насильно перевели с повременной на сдельную оплату как раз после хронометражной комиссии, после чего я начал получать... 70 рублей. Естественно, что все плюнули и вообще перестали работать, получая расценочный мининум (для меня он составил 85 рублей). Потом начальник цеха и начальник отдела труда и зарплаты бегали с безумными глазами от одного мастера к другому, пытаясь хоть что-то сдвинуть с места, а их посылали. Это у меня перед самым призывом в армию так получилось.
Слава труду.

Date: 2009-05-01 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Воистину! :)

Date: 2009-05-01 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] simon-benjamin.livejournal.com
Александрийская культура покоится на сословии рабов...

Ф. Ницше

Date: 2009-05-01 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Спасибо вам еще раз за то, что разрешили привести ваш перевод в качестве эпиграфа к Истории про большой и страшный завод.

Date: 2009-05-03 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] simon-benjamin.livejournal.com
Заводы кирпичные -
люди горемычные.

Фабричная пословица
(deleted comment)

Date: 2009-05-01 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Да, всё так и было. Это известно. Одно из самых типичных слов для всех предприятий и учреждений того времени - аврал. А какой ценой Стаханов свои рекорды ставил?

(Ответить)

Date: 2009-05-01 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
И как дожимали этого самого Стаханова, а потом забыли о нем, еще живом?

Date: 2009-05-02 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] amryt-toya.livejournal.com
привет )
с завода )

Date: 2009-05-15 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] ru-blogi.livejournal.com
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/society/140509/334 (http://www.rublogi.ru/all/society/140509/334)).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Надеемся, количество ваших читателей и популярность вашего блога после публикации в нашем журнале увеличатся.
Предложить другие посты для публикации можно здесь (http://www.rublogi.ru/all/addition/).
Спасибо за вашу статью.

Profile

soboleva_t: (Default)
soboleva_t

September 2013

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 02:13 am
Powered by Dreamwidth Studios