soboleva_t: (Default)
[personal profile] soboleva_t
Когда я впервые прочитала у Набокова, что каждая буква алфавита имела в его воображении свой цвет и оттенок, то была ошарашена. До этого я полагала, что я одна такая ненормальная.

Так, например, буква «А» для меня – безусловно красная, а «С» - белая. «Е» – светло-серая, «Б» – темно-оранжевая, «Я» – травянисто-зеленая. Но это еще не предел безумия. Цвет отдельных букв, из которых составляется то или иное имя, не имеет никакого значения. У имени свой цвет. К примеру, имя Евгений – светло-зеленое, Василий – золотисто-желтое, Анатолий – густо-розовое. Поэтому "Евгений Анатольевич" – в моем представлении – неудачное имя-отчество. Зеленое с розовым. Фу.

Пожалуй, только «А» довлеет над цветом имени: тот или иной оттенок красного есть практически во всех именах, начинающихся с этой буквы.

Только не просите меня «разъяснить» ваши имена и отчества! Лучше сами расскажите: а как у вас? Бывает такое?

Date: 2007-01-18 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] tosainu.livejournal.com
Я знаю, о чем ты говоришь, потому что у меня есть подружка, которая тоже видит буквы в цвете, а имена - тоже в цвете, но к буквами отношения не имеющем. Интересно, что полное и краткое имена для нее выглядят по-разному, это так и должно быть, если подумать:)

Для меня вот, например, буквы и слова не выглядят, а звучат. Некоторые даже вызывают тактильные ощущения. Например, от слова "креп" мне душно, сбивается дыхание. От имени "Лена" - холодно. От "Москвы" щекотно ладоням:)

Date: 2007-01-18 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Точно! Полное и краткое имена - разные по цвету (хотела привести примеров, но передумала: углублюсь нафиг).

А вот тактильные ощущения букв и слов - это круто. Я их точно не воспринимаю кожей. Вот голоса - да. И запахи еще. Не как собака, но и не как человек. :)

Date: 2007-01-18 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] ivonn.livejournal.com
Меня в свое время так же потряс сонет Рембо "Гласные":

А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый.
О - синий: тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной -
О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Сейчас искала в интернете для тебя его текст и нашла небезынтересную статью (осторожно, со стихами): http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor10p2.html. :)

Date: 2007-01-18 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] ivonn.livejournal.com
Кстати, ваш с Набоковым и Рембо диагноз - "синестезия", и таких людей, как вы - 4,4%. ;)
http://www.adme.ru/articles/2006/12/13/13487.html.

Date: 2007-01-18 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ань, только не пугай. "Синестезия" - доктор, я умру? :)) А за Рембо - спасибо. Хоть он и умер без ноги, но все-таки дожил до преклонного по своим временам возраста.

"И что, все поэты - вот так?!!" к/ф "Покровские ворота"

Цветословное

Date: 2007-01-18 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] jedith.livejournal.com
У меня тоже цветные.

Интересно, "А" - белая, снежно-белая.
И к чему-почему-отчего не понимаю. Имя своё, Наталья, всегда забелённым напрочь воспринимала, как вспышкой засвеченным. :) Одни "А"

Ещё такой нюанс есть: согласные только цвет и, иногда, текстура, а согласные - форма, материал. "Г" - серый металл, например, как кусок арматуры слова поддерживает.

Re: Цветословное

Date: 2007-01-18 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Супер! Это супер как интересно!! Я вижу, как вы их описываете, и даже, кажется, могу представить ваше ощущение.

Re: Цветословное

Date: 2007-01-19 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] jedith.livejournal.com
Пробегала мимо, ещё закономерностей сформулировала.

Йотирование придаёт гласным блеск-желтоватый-медовый оттенок, как будто золотистым лаком звук покрыли, и рельеф появляется, как будто "в ёлочку".

Палатализация - "кислинка", слова со многими смягчениями, "Лёленька" - аж скулы сводит, дешевле лимон съесть, а цвет при смягчении меняется, как будто цинковых белил в гуашь подмешали, "М", например, тёмно-бордовый, а "М'" - сметаны в борщ бухнуть и размешать хорошенько.

И ещё со словом чёрный я в детстве воевала. Слово-то не чёрное ни разу!!! Ни одной хотя-бы отдалённо-чёрной буквы там! Зато black меня устроил сразу же. Блестяще-чёрно-лаковое, ага. А с Noir - опять котовасия, но запомнилось "на раз": тоже другого цвета и с буквой "Ры" цвета маренго, которую я не выговариваю

Date: 2007-01-18 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
А у меня тоже не цвета, а звуки. Запахов у слов нет, а вот звучат они очень по-разному.

Date: 2007-01-18 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Лен, а слова звучат внутренне, да? Мжешь рассказать подробнее? Потому что для меня они ЗВУЧАТ только в обычном смысле.

Date: 2007-01-18 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] tosainu.livejournal.com
Можно влезть?:) Именно что "внутренне", да.

Date: 2007-01-18 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Можно и нужно! Так как они звучат? Как музыка или..?

Date: 2007-01-18 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] tosainu.livejournal.com
Эээ... Точней было бы сказать, как ходьба под музыку. Вот очень паршиво, например, ходить в тесной обуви по камням, особенно когда в наушниках играет радио Шансон:) Ну, это грубый пример, не отражающий действительности, потому что подходит лишь к более-менее связным текстам. Что касается отдельных слов, то они вызывают, пожалуй, исключительно тактильные ощущения. И очень редко - ассоциативные.

Date: 2007-01-18 03:12 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ааа, кажется, поняла! Это как физический комфорт или дискомфорт, да? Даже сильнее - когда по-плохому больно от слов? (Потому что бывает больно и по-хрошему).

Date: 2007-01-18 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Тань, я завтра пост напишу, ладно? Тут в двух словах не объяснишь, а сегодня на пост сил нет - день какой-то был дурацкий...

Date: 2007-01-18 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Договорились. :)

Date: 2010-09-20 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Лена! где пост? срочно кинься!

Date: 2007-01-18 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] v-kolmanovsky.livejournal.com
Чрезвычайно интересно. Я тоже синэстетик. Воспринимаю звуки глазами и кожей. Они для меня не только светлые и тёмные, красные желтые и синие, но еще гладкие и шершавые, твердые и мягкие, холодные и горячие. Так же воспринимаю и имена собственные, но это не зависит от звуков, из которых они состоят. Иногда я назвал бы человека по-другому, имя может подходить и не подходить ему. В именах нарицательных воспринимаю только их словарные значения. Когда пишу сам стараюсь выбрать наиболее точное значение, но звучание каждого синонима, безусловно имеет значение.

Date: 2007-01-18 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Я очень люблю звук, но для меня он не цветной и не теплый/холодный. Для меня он, скорее, вкусный/невкусный

"Какого вкуса чувства наши?
И боль, и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша,
Любовь и впрямь, как мёд, сладка?
.............
Но все оттенки - бред и бренность,
И ничего не чует рот,
Когда стоградусная ревность
Стаканом спирта оплеснет".

Date: 2007-01-18 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] v-kolmanovsky.livejournal.com
Я говорю не о музыкальных звуках. Скрябин, очевидно, ощущал цвет звучания всерьез. А теперь цветомузыка стала штукой коммерческой и потому для меня неинтересной. Я говорю о звуках фонетических. Вкусный/невкусный связано для меня скорей с голосом. Так один и тот же цвет может иметь приятный и неприятный оттенок, сочетаться или не сочетаться с соседним, так и звуки, острые и пресные, сладкие и кислые, могут быть вкусными и невкусными, сочетаться гармонично или вызывать нервную дрожь. Не говоря уж об ассоциациях, которые они у меня обычно вызывают.

Date: 2007-01-18 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Это был отрвыок из стихотворения Солоухина.

Date: 2007-01-18 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_blader_/
В 80-х, что ли, годах начали проводить исслежования на эту тему в кибернетике. Эта область получила название "фоносемантика", согласно ей, и буквы, и слова имеют вполне определенные характеристики, не зависящие порой от смысла. Например, слово "юдоль" (юдоль слез), в отличие от своего смысла, имеет четкий приятно-положительный ореол. Так же на примере некоторых стихов показывалось, что иногда поэту бессознательно используют больше тех или иных букв, в результате чего ссздаются какие-от эмоции.

Date: 2007-01-18 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
То, что различные фонемы вызывают различные эмоции - это бесспорно. Но всё равно безумно интересно.

Date: 2007-01-18 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
У меня были выдуманные для игры с цветными карандашами имена.
С бежевым и зеденым возникла проблема. Мешало противоречие: первый упрямо назывался доброй Тамарой, хотя звучание имени не нравилось,оно казалось нечетким и чужим. Второй - красивой, но плохой Лидией. Эти карандаши никак не хотели меняться именами. Теплый лагерь Тамары состоял из своих людей, но я любила рисовать зеленым:)
Помню, меня удивило имя грузинской царицы Тамар: Тамара? Царица?




Date: 2007-01-18 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Тамар на иврите - пальма.

А цвета у букв конечно есть, и очень яркие. И у цифр. Я думала, это все знают ...

Date: 2007-01-18 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Мне тут написали, что нас, синестетиков, всего 4,4%. Но вот что интересно - почти все мои любимые френды оказались синестетиками! Стало быть, мы интуитивно тянемся друг к другу. :)

Date: 2007-01-18 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Да, с карандашами было очень интересно играть. Цвет - это ведь еще и характер, как вы верно заметили.

Date: 2007-01-18 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] blu-fenix.livejournal.com
В Вашу копилку:
http://blu-fenix.livejournal.com/7363.html
:))

Date: 2007-01-18 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] anna-muradova.livejournal.com
Хех, а у меня в трех разных алфавитах еще и рахная цветовая гамма. Для чего все это не знаю.

Date: 2007-01-18 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ну как - для чего? Жизнь становится ярче и интереснее.

Date: 2007-01-18 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-muradova.livejournal.com
Да, не соскучишься :)

Date: 2007-01-18 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] v0lchek.livejournal.com
Бесспорно, сочетание слов, букв, их взаимного расположения оказывает различное влияние на восприятие, и поэтам, как нимому другому, дано этим пользоваться. Только они умеют подбирать такие слова, что написанное ими воспринимается больше чувством, а не умом. Разумеется, такое дано далеко не всем.

Что же касается соотнесения каждой букве или имени определенного цвета, то это утверждение, на мой взгляд, бессмысленно. У каждого человека строго индивидуальное восприятие, связанное с личным опытом, предпочтениями, настроением в данный момент, в конце концов! У меня, например, имена Евгений, Василий и Анатолий ассоциируются соответственно с желтым, красным и светло-зеленым. Согласитесь, если бы данная связь прослеживалась четко, она бы была известна ничуть не менее, чем алфавит.

Date: 2007-01-18 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
А я как раз и подчеркиваю индивидуальность своего восприятия. Потому, собственно, и обращаюсь к френдам с вопросом: "а как у вас?"

Date: 2007-01-18 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] v0lchek.livejournal.com
Ой, да, у меня почему-то пролетело мимо глаз во фразе "Так, например, буква «А» для меня – безусловно красная..." ключевое слово "для меня", поэтому весь смысл исказился. Ну, в общем, про себя я уже сказал, что связь цвета чувствую только с некоторыми словами, но не буквами, и не так сильно, как вы. К сожалению.

Хорошо вам! :-)

Date: 2007-01-18 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] potomok.livejournal.com
У вас действительно одна из довольно часто встречающихся форм синестезии (совместной, одновременной работы органов чувств). Все дело в связях в мозгу. Довольно удачных, насколько я знаю.
У людей с синестезией должна быть довольно хорошей память. У вас она тоже сильная?
Более подробно удобство таких свойств организма описано в книге советского ученого Лурия "Маленькая книга о большой памяти". Очень советую. По-моему - интерестно. Там у человека была ПОЛНАЯ синестезия - совместное, например, слышание-видение цвета-чувствование-обоняние.
Я, вот тоже пытаюсь, для улучшения ослабевшей после травмы памяти, натренировать синестетические приемы восприятия, развить их. Ну, чтобы память работала почти как раньше...

Re: Хорошо вам! :-)

Date: 2007-01-18 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Да, на память не жалуюсь. Но никогда бы не подумала, что сильная память как-то взаимосвязана с синестетическим восприятием. А как его можно натренировать?

Натренировать?..

Date: 2007-01-18 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] potomok.livejournal.com
Конечно можно, но это процесс довольно трудоемкий выходит. И требует немалой силы воли, и главное - регулярности работы над собой.
Мне пока известен один из самых незамысловатых способов развития памяти, "завязанный" на синестезию. В результате, скорее всего, разовьются как память, так и синестетические способности...
Вы знаете что такое модальность в НЛП? Вкратце - это режим восприятия нервной системы, предполагающий преобладание какой-то одной (реже двух и более) систем восприятия: ну, аудиальной, кинестетической, визуальной или обонятельной и т.д.
...Так вот, в процессе запоминания необходимо добавлять, как бы "накладывать" на восприятие еще какую-либо модальность. Ведь, мы мыслим (или вспоминаем), используя теже модальности, что и при восприятии информации. Просто восприятие в ключе определенных модальностей активизирует разные участки мозга. А если таких участков будет больше одного, то и запоминание, соответственно будет более глубоким.
Теперь пример тренировочного приема: Стараясь что-то запомнить, нужно одновременно вызывать в себе (в воображении) дополнительные ощущения, которых нет в воспринимаемом объекте. К примеру, какой-нибудь (желательно приятный) запах или ощущщение - тепло, холод, и т.д. И потом, при вспоминании, необходимо так же использовать то ощущение, на которое вы "заякорили" какое-то событие или информацию... ...или даже "вытягивать" воспоминание за этот, дополнительный для вас чувственный якорь.
Да, процесс выйдет довольно долгий и продолжительный. Но впоследствии все это будет происходить автоматически - и запоминание и ассоциация с восприятиями другой модальности.

Может, несколько путанно - все же конец рабочего дня. Если что-то будет неясно, я еще разъясню свой ход мысли.

Re: Натренировать?..

Date: 2007-01-18 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Да нет, всё довольно понятно. Так, запах может вызвать в памяти какую-либо ситуацию со всеми ее подробностями. А вот вспомнить сам запах удается не всем.

Date: 2007-01-18 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lemur-lori.livejournal.com
Удивительно!
Никогда, просто никогда даже намека в моейголове не было на ассоциирование букв и цветов. Или букв и хоть чего нибудь. Абсолютно абстрактные для меня пустые формальные величины. У меня цифры и то больше каких-то ощущений вызывают. ! А между тем, ".... я писатель, бля, типа, Чехова"(с)!

Date: 2007-01-18 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Ну, Кать, я не виновата, что у меня так получилось. Оно само. :) Вон мне там в комментах пишут, что синестезией "страдают" всего 4,4% людей. Правда, компания неплохая подбирается: Набоков, Рембо. :)

Date: 2007-01-19 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] potomok.livejournal.com
О чем и речь. Вот эту способность и нужно тренировать.
При подключении других модальностей (к примеру, визуальной) можно потом, допустим, через какой-то цвет, вспомнить запах, а по запаху уже -ситуацию... и т.д. Словом, тренировка синестетичского восприятия тренирует как запоминание, так и вспоминание.

Date: 2007-01-19 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
О, вы очень хорошо сформулировали: запоминание и вспоминание. Я запомню (потому что от точных формулировок у меня аж мурашки по коже :) ).

вот эт да!

Date: 2010-06-16 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] katyzha.livejournal.com
Танюша, я так же как и вы, думала, что у меня с головой что-то не в поряде ))) рассказала парочке близких друзей, что вижу слова и буквы в цвете, что мне для этого даже напрягаться и задумываться не нужно ))) они покрутили пальцем у виска.. а сегодня набрала в яндэксе "цвет слова" и вышла на вас. оказывается, я синестетик ))) или как там правильно. только интересно, почему ассоциации разные? у меня например Евгений - розово-бордовый, Анатолий - бледно-розовый с песочком ) поэтому сочетается вроде. Я рада, что нашла объяснение своей особенности.

Re: вот эт да!

Date: 2010-06-16 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Здесь в комментариях подробно обсуждается, что подобное цветовосприятие букв и звуков очень индивидуально. Т.е. цвет у каждого разный.

Profile

soboleva_t: (Default)
soboleva_t

September 2013

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 8th, 2026 10:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios